Здесь мне хотелось бы поделиться тем, как я начала использовать все существующие ресурсы, чтобы максимально, насколько я могу в нынешней ситуации, поддержать близкого и облегчить его содержание в СИЗО. Как я вообще узнала о том, что человек там оказался? Моей другой родственнице пришло фото записки в вотсапе с неизвестного номера, где были написаны ее ФИО, номер телефона, название СИЗО и небольшой список вещей. Мы сразу же проверили, действительно ли это правда, и когда информация подтвердилась, начали действовать. Обычно подобные сигналы означают, что СИЗО на связи с внешним миром, и это неплохой знак. Оказалось, мой родственник находился там уже около недели без каких-либо вещей. Я сразу же нашла магазин, который может доставить продукты и вещи первой необходимости на завтра-послезавтра (предварительно убедившись в том, что магазин действительно работает и не фейковый), потому что свободные места на передачи были совсем нескоро. Написала письмо родственнику и начала искать адвоката.
Магазины, обслуживающие СИЗО, — это отдельный мир, к которому нужно привыкнуть, где цены на обычные продукты могут быть завышены в разы. Такие магазины могут внезапно закрываться и не работать, потом нужно искать альтернативу и при этом всегда перепроверять отзывы. Есть риск, что ты заплатишь деньги, и ничего не доставят, сейчас существует много таких «фейковых» магазинов.
Все сервисы, которыми можно пользоваться для помощи заключенным, я задействовала. Например, сервисом «Зонателеком» отправляла книги и цветные фото (на данный момент они уже не доставляют книги и прессу, но отправлять фотки и письма, если где-то не подключена система «Ф-Письмо» все еще можно). Предложила организовать родственнику передачу электронной книги, инструктировала как написать заявление на прием врача, чтобы получить витамины и кремы от дерматита. Пишу письма как можно быстрее, учитывая то, что сейчас идут они медленно, — цензоры в отпусках.
Отдельная боль — это когда сотрудники СИЗО не пропускают что-то в передачах, хотя на сайте указано, что можно. Зависит от конкретного учреждения и в большей степени от работников, принимающих передачи. Постепенно это становится рутиной, к которой привыкаешь. Не каждый имеет силы ругаться с сотрудниками СИЗО. Я и моя родственница придерживаемся такой стратегии: несмотря на то, что нас там многое бесит, общаться вежливо, спрашивать об альтернативах и всегда пытаться договориться, ведь какое-то время нам еще предстоит с ними взаимодействовать.
Иногда я ищу информацию в том числе через паблик конкретного СИЗО в VK. Я не советую использовать эту соцсеть для общения из-за ее небезопасности, но иметь аккаунт, чтобы искать там полезную информацию в таких пабликах, удобно. По поиску можно найти ответы на многие вопросы.
Литература, которую я советовала своей родственнице и обычно сразу присылаю другим близким заключенным, — это в первую очередь «Правила внутреннего распорядка СИЗО» и «Настольная книжка для заключенных и их родственников» Бабушкина и Маякова.