Рассказываем → о тюрьме
Уже дома. Кто из политзэков освободился в 2022 году
2022 год был ужасным — об этом мы читали ежедневно. Подводим немногочисленные положительные итоги года, связанные с политическими преследованиями: освобождения, оправдательные приговоры и прекращения уголовных дел
Как и прежде, мы написали только о тех людях, на которых удалось обратить внимание или хотя бы просто найти достоверную информацию в бесконечном потоке репрессивных новостей. Стоит помнить, что сотни и тысячи случайных людей ежегодно попадают под государственные преследования, и широкой общественности о них может быть ничего неизвестно. Кто-то получает реальные наказания, кто-то — условные сроки или штрафы, и лишь немногим удаётся избежать тяжёлых последствий.

Поздравляем с Новым годом всех, кто подвергся незаконным преследованиям. Вышедших из мест лишения свободы поздравляем с освобождением. Подследственным желаем прекращения уголовных дел или оправдательных приговоров. Находящимся в застенках желаем поскорее вернуться домой, обнять друзей и близких. Пусть в новом году сбываются все ваши хорошие мечты и пусть в жизни будет больше добра и справедливости. Свободу политзаключённым!
Громкие дела прошлых лет
14 марта из удмуртской колонии освободился фигурант «московского дела» Эдуард Малышевский. Его осудили на 2 года и 9 месяцев за то, что он, увидев из автозака избиение женщины силовиками на акции 27 июля 2019 года, выдавил стекло автозака, которое упало на полицейского.

24 июня на свободу вышел Егор Лесных — на той же акции в 2019 году он оттащил за форму силовика, избивавшего лежащих на земле людей. За это Лесных приговорили к 3 годам колонии. Он отбывал срок в Волгоградской области.

Неплохие новости были в деле анархистов из Челябинска Дмитрия Цибуковского и Анастасии Сафоновой, которые в 2018 году участвовали в акции с баннером на заборе местного управления ФСБ. Несмотря на вынесенный в сентябре приговор со сроком в 1 год и 9 месяцев колонии, в начале декабря Сафонова освободилась по отбытии наказания за счёт времени в СИЗО. Цибуковский тоже вскоре должен выйти на свободу (оценочно в феврале 2023 года). Примерно тогда же, вероятно, Челябинский суд рассмотрит апелляцию на приговор.

Одним из самых хороших судебных событий был оправдательный приговор по делу художницы Юлии Цветковой. С 2019 года её преследовали за публикации картинок с изображением женского тела — следствие усмотрело в них порнографию. Цветкова дождалась утверждения оправдания в апелляции и затем покинула Россию.

Летом из тамбовской колонии по состоянию здоровья освободили пожилого Петра Парпулова, приговорённого в 2016-м к 12 годам колонии за передачу жителю Грузии общедоступных сведений о вылетах военных самолётов из Адлера в 2008 году. Обвинение и суд посчитали эти действия госизменой. Однако в январе 2023 года состоится кассация на освобождение, и есть риск, что Парпулова вернут в колонию.

В июле в связи с истечением сроков давности прекратили дело против блогера Юрия Хованского, который исполнил песню о захвате заложников во время мюзикла «Норд-Ост» в 2002 году. Хованский провёл в СИЗО полгода.

Также в июле завершилось уголовное дело против петербургского политика Максима Резника. Во время следствия по делу о приобретении наркотиков он находился под домашним арестом и фактически отбыл назначенное наказание в 5 месяцев колонии-поселения. В сентябре Резник уехал из России.

В августе на свободу вышел экологический активист из подмосковной Коломны Вячеслав Егоров, осуждённый по «дадинской» статье 212.1 УК РФ на год и три месяца колонии. В сентябре было прекращено дело по той же статье против калининградской активистки Евгении Федуловой, потому что одно из постановлений об административном правонарушении за пикет было отменено.

В сентябре освободился глава «Церкви Летающего Макаронного Монстра», нижегородский активист Михаил Иосилевич. Его приговорили к 1 году и 8 месяцам колонии-поселения якобы за сотрудничество с организацией «Открытая Россия», которую российские власти считают «нежелательной». Осенью Иосилевич покинул страну.

14 октября закончился срок Вячеслава Крюкова, одного из фигурантов дела «Нового величия». Он был в заключении 4,5 года и после апелляции находился в колониях Ростовской области. Как и остальных осуждённых по этому делу, его признали виновным в организации экстремистского сообщества, которое якобы хотело свергнуть власть в России. Из показаний стало известно, что ключевую роль в деле сыграли провокаторы от ФСБ.

27 октября завершилось преследование фигуранта «ингушского дела» Багаудина Мякиева. Он освободился из колонии ещё в августе 2020 года, но после отбытия срока кассационный суд отменил приговор, и дело ещё раз формально прошло две инстанции, остановившись на наказании в полтора года лишения свободы (до этого срок был больше). А в ноябре Мякиева освободили от наказания по делу о повреждении имущества в СИЗО — по нему истёк срок давности.
Дворцовое дело
Акции в поддержку Алексея Навального в январе-феврале 2021 года стали крупнейшими по числу заведённых уголовных дел, впоследствии уступив первое место лишь «антивоенному делу». Многие из обвиняемых проходили по статье о применении неопасного насилия к полицейским (ч. 1 ст. 318 УК РФ) и, к счастью, отделались небольшими по современным меркам сроками — до двух лет колонии.

В 2022 году освободились москвичи Станислав Ахмедов, Ольга Бендас, Валерий Евсин, Роман Пичужин, Тимур Салихов (у всех — 2 года колонии), Александр Глушков (1 год 11 месяцев) и Александр Федеряков (1 год 6 месяцев колонии общего режима). На свободу вышли также петербуржцы Кирилл Богданов (4 месяца колонии общего режима, был освобождён в зале суда) и Эльдар Гарипов (1 год 6 месяцев колонии-поселения), свердловчане Алексей Коньков (10 месяцев КП) и Кирилл Кудрин (7 месяцев КП), липчанин Сергей Павлюткин (1 год КП). Закончился срок наказания у костромича Алексея Виноградова — в отличие от остальных, суд назначил ему не лишение свободы, а полтора года принудительных работ.

Помимо 318-й статьи в «дворцовом деле» были и другие составы. Приговорённая к 8 месяцам поселения за хождение по проезжей части на митинге Мария Чугунова из Москвы должна была освободиться из-под стражи в конце ноября. А ещё в марте освободился Глеб Марьясов, осуждённый на 10 месяцев по той же статье о перекрытии дорог.

Закончился срок заключения у жителя Приморья Алексея Олейника, который опубликовал тикток с призывами к насильственным действиям в отношении силовиков в связи с зимними протестами. По экстремистской статье (280 УК РФ) ему назначили два года колонии-поселения, но там его признали злостным нарушителем, из-за чего остаток срока он провёл на общем режиме.
Антивоенное дело
После начала войны в феврале 2022 года люди по всей России выступают против неё. Наиболее крупные и заметные акции протеста прошли тогда же, в феврале-марте, после чего российские власти резко увеличили число уголовных статей в отношении противников войны и запустили маховик репрессий в полную силу.

По «традиционной» митинговой 318 статье отсидели и уже успели выйти на свободу жители Санкт-Петербурга Валерий Дубенюк (1 год КП) и Захар Татуйко (1 год 4 месяца КП). Другому петербуржцу, Кириллу Королёву, с одной стороны, повезло больше: в сентябре суд прекратил дело против него с назначением судебного штрафа. Увы, прокурор обжаловал это решение — в январе 2023 года апелляция вернула дело на новое рассмотрение.

Было прекращено довольно много других дел. Например, дела о вандализме против архангелогородца Романа Зотова и томички Натальи Индукаевой, которые обвинялись в размещении антивоенных граффити. В Петербурге прекратили дела о «телефонном терроризме» против Марии Малышевой, Ильшата Нафикова и Лёли Нордик — в марте у них проходили обыски якобы из-за ложных звонков о минировании отдела полиции, а по факту — из-за активистской и антивоенной деятельности. Дело против казанца Тимура Тухватуллина, обвинявшегося по статье о склонении к массовым беспорядкам из-за сообщений в активистском чате, также не дошло до суда. В Пензенской области не стали развивать уголовное дело против Максима Моисеева, отказавшегося подписывать повестку в военкомат. В ноябре в Новосибирской области прекратили преследование Евгения Фокина, на тот момент несовершеннолетнего, по статье о «фейках» о российской армии за репост сообщения в комментариях в телеграме.

Вероятно, из колонии уже освободился Вадим Игнашов из Приморского края — по непроверенным данным, в октябре его приговорили к 1 году 4 месяцам колонии-поселения по статье о призывах к экстремизму, но большую часть срока он отбыл в СИЗО. Игнашова преследовали за публикации в соцсетях с негативной характеристикой российских военных.

Летом из-под стражи освободился тюменец Эдуард Щербаков — его осудили на 6 месяцев поселения за посты о действиях российской армии в Украине и за загрузку фото Гитлера на сайт «Бессмертного полка».

Открытое пространство — сообщество поддержки активистов и активисток. Мы можем помочь в критической ситуации, когда непонятно, куда бежать.

Свидетели Иеговы
Среди преследований за религиозные убеждения уголовные дела против Свидетелей Иеговы — самые массовые. По данным портала в поддержку верующих, на декабрь 2022 года уголовные дела коснулись 674 последователей этой религии.

В 2022 году были прекращены уголовные дела против Свидетелей Иеговы из Архангельской области Андрея Максимовича, Сергея Потылицына и Владимира Тетерина, а также против тувинца Виталия Манзырыкчи. А в Ставропольском крае прекратили дело против пожилых верующих Евгении Ахрамеевой, Анатолия Бойко, Надежды Коньковой, Карины Саакян, Георгия и Татьяны Парфентьевых. К сожалению, преследование Сергея Кузнецова, обвиняемого по этому же делу, не было остановлено.

В Свердловской области в марте оправдательные приговоры получили Александр Пряников, Венера и Дарья Дуловы. Однако в отношении ведётся второе аналогичное уголовное дело за веру.

Всё никак не закончится дело против Свидетелей Иеговы из Камчатки Веры Золотовой и Константина и Снежаны Баженовых. В 2020 году им назначили условные сроки, устоявшие в апелляции. Затем кассационный суд отменил обвинительный приговор, и в 2022 году апелляция вынесла оправдательный приговор, устоявший в кассации. Но в декабре этого года дело добралось до Верховного Суда, который отменил на этот раз уже оправдательный приговор и спустил дело в апелляционную инстанцию. Пожелаем же верующим справедливости и прекращения бесконечных судебных тяжб. Обновление: в январе 2023 года апелляция утвердила условные сроки.

В марте в связи с фактическим отбытием наказания сразу после приговора были освобождены Владимир Дешко и Татьяна Велижанина — им назначили менее полутора лет колонии, которые они уже отсидели в СИЗО и под домашним арестом. Похожим образом из заключения вышел курянин Андрей Рышков, которого за веру приговорили к трём годам. В конце ноября из колонии освободился Сергей Поляков, также отсидев трёхлетний срок.

Условно-досрочно смогла освободиться Валентина Барановская из Хакасии. В колонии 71-летняя женщина провела почти год из двух назначенных судом.

Наконец, в мае освободился Деннис Кристенсен, верующий из Дании. Он отбыл шестилетний срок и сразу после выхода из колонии улетел в родную страну.
Преследования мусульман
По нашим подсчётам, в 2022 году из колоний должны были освободиться более десятка осуждённых по делам о причастности к исламистской партии «Хизб ут-Тахрир», признанной террористической и запрещённой в России. Однако точными сведениями мы не располагаем, поэтому ограничимся лишь перечислением некоторых имён, указанных как освобождённые на сайте правозащитного проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал». Это Рамиль Гатауллин и Марат Диндаров из Татарстана (по 7 лет в колониях общего режима. Уточнение: Диндаров после освобождения был помещён в ЦВСИГ в Брянской области и в 2023 году находился там), а также осуждённые по питерскому «делу восьмерых» Магомед Ахимов, Ислам Ахмедов, Эльдар Мамедов, Мирзобарот Мирзошарипов, Фарход Нурматов и Максим Цветков (у всех было 5-6 лет колонии общего режима).

По московскому делу «Таблиги Джамаат» (организация признана экстремистской и запрещена в России) в 2022 году должны были освободиться верующие Исламбек Камчыбеков, Шакир Кожамкулов и Каныбек Суйундук уулу. В 2018 году их приговорили к 6,5 годам колонии общего режима.
Читайте также

Примечание
Российские и международные правозащитные организации указывают на неправомерность преследования большинства упомянутых людей и религиозных организаций, на политический характер или на серьёзное нарушение закона при рассмотрении этих дел.
Made on
Tilda