Можно много говорить о том, как целенаправленно эти люди из деятельных борцов за свободу впоследствии превращались в «жертв», как в мире стало «приличным» осуждать власть не за удушение свобод и силовую борьбу с политическими противниками, а исключительно за «преследование непричастных и невиновных». О том, как «день политического заключённого» — то есть участника сопротивления — превращался в «день памяти жертв государственного террора», стирая представление о ценностях и культуре борьбы.
Не нам, находящимся на воле, советовать тем, кто в заключении, как бороться или не бороться за свои права, не нам оценивать их действия. Но каждый из нас, понимая, что арест — это то, что может случиться с каждым, может продумать свою личную стратегию. Намного чаще, чем про всякие юридические стратегии в случае ареста, я думаю о том, как сохранить себя и свою субъектность в случае ареста. История даёт нам много различных стратегий и их смешений. Для одних политических заключённых время лагеря становилось временем саморазвития и образования, другие — несли просветительную функцию и помогали, защищали и консультировали окружающих. Кто-то использовал своё заключение как аргумент в политической и общественной борьбе, а кто-то сосредоточивался исключительно на лагерном быте или внутритюремной борьбе.