Рассказываем → Как это было раньше?
Краткая история антивоенного движения в России
После начала полномасштабной войны в 2022 году в России не прекрающаются антивоенные акции. Людей задерживают, сажают, объявляют в розыск. К сожалению, антивоенное движение всегда подвергалось репрессиям. О его истории в XX-XXI веках рассказывает Александра Крыленкова.
Долой войну!
Первое движение, которое можно было бы назвать антивоенным, появилось в России во время Первой мировой войны и было неразрывно связано с революционным. Практически в каждой социалистической партии произошло разделение на «оборонцев» и «интернационалистов» (или «пораженцев», как их тогда называли). Первые считали, что необходимо забыть о революционных идеях во имя защиты родины, а вторые — о войне ради мирового интернационала. Чем больше было неудач на фронте, тем шире становились антивоенные выступления. Проходили забастовки с антивоенными лозунгами, демонстрации и выступления, перерастающие в социальные протесты.
Мне странно подумать, что трезвые люди способны затеять войну.
Константин Бальмонт
Антивоенные настроения широко распространялись и в искусстве. «В последний час, во тьме, в огне, Пусть сердце не забудет: Нет оправдания войне! И никогда не будет» (З. Гиппиус) и другие. Основными лозунгами были «Долой войну» и призывы к военным складывать оружие и возвращаться домой.
Вторжение в Венгрию
В ноябре 1956 года Советский Союз ввел войска в Венгрию для подавления антикоммунистической революции. Со смерти Сталина прошло всего несколько лет, а с ХХ съезда, «осудившего культ личности», и вовсе несколько месяцев. Однако антивоенные выступления были и репрессии за них — тоже.

17–18 ноября 26-летний слесарь из Запорожской области Н. М. Васильченко раздал две листовки с призывом к борьбе с коммунистами и свержению советской власти. А 49-летний рабочий из Ленинграда С. С. Атаманенко 1 декабря написал листовку якобы от имени венгерского народа и оставил её в заводской раздевалке:
Товарищи рабочие! Вас призывает венгерский народ последовать нашему примеру. Вы нас называете цыганским и кочующим народом, но этот народ знает, что такое свобода и что такое насилие, мы знаем, что такое жизнь.
Две другие листовки появились в Ленинграде ранее, 30 октября. «Тов. русские граждане. События в Венгрии, где рабочий класс выступил против антинародного режима коммунистов, близки и понятны народу России. Довольно лжи и обмана о счастливой и зажиточной жизни народа. Они под флагом счастья народа, от имени народа, именем народа и во имя народа — уничтожают сам народ», — значилось в них. Листовки расклеил 46-летний научный сотрудник Института геофизики С. И. Осипов.
Руки прочь от ЧССР!
Плакат с демонстрации 25 августа 1968 года
Источник: архив Международного Мемориала
В 1968 году Советские войска вторглись в Чехословакию под предлогом оказания помощи союзникам в борьбе с контрреволюционным подпольем. Самой известной акцией протеста была «демонстрация» на Красной площади. Группа из восьми человек (Лариса Богораз, Татьяна Баева, Константин Бабицкий, Вадим Делоне, Владимир Дремлюга, Павел Литвинов, Виктор Файнберг, Наталья Горбаневская) ровно в 12 часов дня развернула плакаты с лозунгами «Мы теряем лучших друзей», «At' žije svobodné a nezávislé Československo!» (Да здравствует свободная и независимая Чехословакия!), «Позор оккупантам!», «Руки прочь от ЧССР!», «За вашу и нашу свободу!». Через несколько минут их задержали. Татьяну Баеву все участники демонстрации уговорили сказать, что она в митинге не участвовала, Виктор Файнберг и Наталья Горбаневская были признаны невменяемыми, а остальные приговорены к различным срокам лишения свободы.

Эта демонстрация была самым известным, но далеко не единственным выступлением против вторжения. 25 января 1969-го, в день похорон Яна Палаха, совершившего самосожжение на площади в Праге, две студентки Московского университета вышли на площадь Маяковского с плакатом, на котором были написаны два лозунга: «Вечная память Яну Палаху» и «Свободу Чехословакии». Они простояли на площади, позади памятника Маяковскому, около 12 минут. Постепенно вокруг них начала собираться молчащая толпа. Затем к девушкам подошла группа молодых людей без повязок, назвавших себя дружинниками. Они отобрали и разорвали плакат, а студенток, посоветовавшись, отпустили. 21 августа в московских писательских домах на Аэропорте и в Зюзино, а также в общежитии МГУ на Ленинских горах появились листовки с протестом против пребывания союзных войск в ЧССР. Один из трёх текстов листовок подписан «Союз коммунаров».
Ввод войск в Афганистан
В 1979 году СССР ввел военный контингент в Афганистан. В декабре 1979 года и январе 1980 года Андрей Сахаров дал три интервью зарубежной прессе против войны, которые были напечатаны на передовицах западных газет.

В 1980-м Московская Хельсинкская группа инициировала создание «Документа 119», в котором составители обращались ко всем, «в памяти которых жива Вторая Мировая война», с призывом «добиваться выполнения резолюции о немедленном выводе иностранных войск из Афганистана, добиваться выполнения Всеобщей декларации прав человека во всех странах». МХГ развернула сбор подписей, а также информационную кампанию. Их инициатива освещалась в самиздате и иностранных СМИ.

Лаборант научно-исследовательского института военной медицины Борис Савельевич Миркин в 1981 году принес на работу напечатанные стихи. В своих стихотворениях под названием «Любителю муз и служителю Марса», «Путь на Юг» он выражал протест против войны в Афганистане. 6 мая 1981 Борис Савельевич был арестован по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст. 70 ч. 1 УК РСФСР, — антисоветская агитация и пропаганда.
Первая Чеченская
В 1994 году началась Первая Чеченская война, а потом и Вторая. На протяжении обеих официальных войн, а также между ними и после были постоянные акции протестов, выступления и заявления против войны: проходили большие митинги и постоянные пикеты на одних и тех же местах. Создавались миротворческие коалиции и объединения. Политики, общественные организации и уличные активисты постоянно рассказывали о происходящем в Чечне, фиксировали, распространяли информацию. Во время захвата заложников Буденновске правозащитники и журналисты участвовали в переговорах с Басаевым, а также выступали добровольными заложниками в обмен на женщин и детей.
Фото: Марк Штейнбок,
фотоархив журнала «Огонёк»

Весной 1995-го прошёл «Марш материнского сострадания». Солдатские матери России, 15 буддийских монахов, члены Общества друзей (квакеры), миротворческое общество «Омега» и другие участники отправились 8 марта в миротворческий марш: от вечного огня в Москве в Чечню. В каждом городе проводились митинги, встречи, посещения раненных в госпиталях. Буддисты били барабаны, женщины бросали белые платки, проходили через КПП, ночевали в чеченских домах и шли вперёд с лозунгами ненасилия.
Аннексия Крыма
В мае 2014 года Россия аннексировала Крым. Была масса антивоенных протестов. Самый крупный состоялся 15 марта и назывался «Маршем мира». В тот день митинги прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Магадане, Челябинске и собрали десятки тысяч протестующих. 19 марта 2014 года в Москве состоялся антивоенный съезд русской интеллигенции. Меморандум, выпущенный Конгрессом, провозглашает:
Мы, представители российской интеллигенции, обязаны предостеречь власть от совершающейся исторической ошибки — стремления взять под контроль с помощью российских вооруженных сил часть другой, еще недавно братской страны — Украины.

Фото на обложке: «Марш мира» в Москве 2014 года, Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Мы помогаем активистам в критических ситуациях, рассказываем о том, как помочь себе и близким, о политических заключенных в России, что происходит сейчас в тюрьмах и как развивалось политическое сопротивление в прошлом.

Подписывайтесь, будем дружить!

Made on
Tilda