Очень многие из нас читают книги по истории, все ищут информацию в базах данных, но мы зачастую не задумываемся о людях, которые это создают.
Меня пригласил в гости глава
Красноярского «Мемориала», Алексей Бабий. В конце 80-х — начале 90-х годов, когда появилась возможность ознакомления с архивами, Алексей Андреевич и его единомышленники начали свою работу по возвращению имён. Так они назвали свою работу по реабилитации политзаключённых 30—50-х годов.
Красноярский край был одним из самых многочисленных по количеству лагерей, куда ссылали политзаключённых. Но как спустя столько лет найти людей, которые навсегда остались в лагерях? Когда я задала этот вопрос, Алексей Андреевич улыбнулся. «Вначале было много полевой работы, когда мы просто выезжали в деревни и в каждом доме спрашивали, когда и кого забирали. Записывали, составляли списки с именами, фамилиями, статьями (если это было известно) и хотя бы примерным местом отбывания наказания». Потом все эти списки подавали в управление (тогда ещё) милиции и запрашивали доступ к архивам. Много часов работы в архивах в компании с несколькими сотрудниками КГБ, которые были специально прикомандированы к группе, в которую входил Алексей Андреевич.
В этих книгах собраны имена репрессированных, отбывавших наказание на территории Красноярского края. Имена, фамилии не только отдельных людей, а целых семей в нескольких поколениях. Отцы, сыновья, братья и сёстры. Когда вчитываешься в имена нескольких десятков тысяч людей, приходит понимание масштабов и ужаса репрессий тех лет. Ведь почти все они не вернулись домой… И вместе с тем — восхищение людьми, которым не всё равно.