В городе очень сильные социальные проекты. Мне понравился проект «Домик детства», они в своё время оказывали помощь детским домам. Потом они поняли, что проблемы начинают возникать, когда дети оттуда выходят. Люди, которые всю жизнь воспитывались в детдомах, не умеют пользоваться будильником, не понимают, что на работу надо прийти к девяти или десяти часам утра. Они всегда жили в другой реальности, их всегда контролировали.
Вначале учили детей готовить. Я разговаривала с журналисткой, которая там волонтёрит. Она говорит, что пыталась как-то пожарить кабачки вместе с детьми. «Вначале, — говорит, — они меня спросили: что это? Я им объяснила, потом они спросили: а что, мы это есть будем?». Это подростки 15 лет. «Потом я попросила одну из них сбегать в магазин, купить растительное масло, и девочка задала мне банальный вопрос: а растительное масло — это твёрдое или жидкое?». То есть абсолютная десоциализация, упущены какие-то моменты, которым мы учимся у своих родителей, не учась. «Мы, — говорит, — приглашали волонтёров. Постоянно кто-то приходил, что-то с ними готовил, пытался с ними мастерить, что-то ещё».
Потом они начали заниматься юридическим сопровождением этих подростков — в плане получения квартир, постановки на учёт в поликлинику, постановки на учёт в социальных органах как детей, лишённых опеки. Помогали с поступлением в учебные заведения, потому что у них есть льготы на всё это.
Естественно, не обошлось без уголовных дел. Помимо того, что эти дети сами по себе не адаптированы к жизни, некоторые из них — с умственной отсталостью. Были и мошеннические схемы — приходилось аннулировать сделки. Например, у девочки забрали квартиру в новостройке, поменяв её на комнату в бараке. Якобы этот вариант был лучше, потому что там стоит телевизор... И девочка подписала документы. Квартира же с телевизором лучше, чем квартира без телевизора.
Сейчас волонтёры договорились с несколькими учебными заведениями, где сформировано несколько групп по четырёхмесячному обучению на такие профессии, как слесарь. У девочек это маникюр или что-то подобное. Несложные профессии. Они берут детей из детских домов и подростков, попавших в трудные жизненные ситуации. Берут, обучают и стараются ещё и трудоустроить. Постоянно их ведут, контролируют, какими-то такими вещами занимаются.
«Мы почему вообще занялись всем этим? — говорит. — Многие девочки из детдома попадали, извините, в проституцию, мальчики попадали в колонии».
Мне кажется, что то, что есть такие волонтёрские проекты, — это уже сама по себе история успеха. В нашем обществе, к сожалению, об этих детях часто забывают. Перед какими-то выборами все партии приезжают в детский дом и дарят подарки, и на этом всё заканчивается. А волонтёры туда приходят, чему-то учат детей, что-то им объясняют, делятся жизненным опытом, который у этих детей абсолютно отсутствует. Этот проект — большой успех.