Рассказываем → Кто защищает и помогает?
Полевые заметки. Волгоград
Рассказ Надежды Сидоровой о политических и молодёжных настроениях и об особенностях городской инфраструктуры

Август, 2020
Правозащитница, мама узника совести Яна Сидорова и участница «Открытого пространства» Надежда Сидорова общается с активистами и помогает заключённым в разных регионах. Публикуем её впечатления о поездке в Волгоград в 2020 году — о политических и молодёжных настроениях и об особенностях городской инфраструктуры.
Политический ландшафт
В Волгограде деятельные отделения КПРФ, «Левого фронта», «За новый социализм», достаточно сильное и активное «Яблоко». Активисты из этих движений занимаются как своими отдельными проектами, так и объединяются между собой. Даже в период ковидных ограничений они устраивали городские спортивные соревнования с политическим подтекстом: с поддержкой любимого города и его «любимых» проблем.

Когда в городе начали расселять старые дома, людям начали предоставлять чуть менее ветхое жильё. Либо говорили: выселяйтесь сейчас, а жильё мы вам предоставим послезавтра. Было непонятно, достроят ли вообще это новое жильё. «Левый фронт» и конкретно координатор Татьяна Педан помогают людям, столкнувшимся с этой и другими социальными проблемами. Она помогает составлять судебные иски, выходит в суды как гражданский защитник.

Движение «За новый социализм» тоже занимается юридической поддержкой граждан. У них руководитель организации — юрист по образованию, они сделали что-то вроде общественной приёмной.

Александр Ефимов из волгоградского «Яблока» занимается контролем на выборах. В мае 2021 года в нескольких субъектах проходили муниципальные выборы, и уже на тот момент они готовились построить хорошую наблюдательную систему. Также «Яблоко» готовилось к выборам в Госдуму в 2021 году.

Во всех молодёжных организациях, которые сделаны на базе администрации, идёт жёсткая пропаганда. Я встречалась с двумя такими организациями — одно из них, кажется, «Новое время». Задаёшь им вопрос: «Ребята, а вы чем конкретно занимаетесь?» — «Ну вот, мы устраиваем мероприятия в школах, занимаемся тьюторством». Но они сильно политизированы с точки зрения власти. Но вообще, среди активистов мало молодёжи. Есть несколько молодых нацболов и сторонников КПРФ. Все остальные — это люди пенсионного и предпенсионного возраста.

В Волгограде преследуют школьника Ярослава Иноземцева, его обвиняют в подготовке теракта. Когда я приехала, почти никто о нём не знал. Позже мне удалось связаться с журналистом, который начал публично говорить про это дело. Сейчас [в июле 2021 года] это дело отслеживают, будут ходить на суды.
Экология
Практически во всех регионах есть экологические проблемы. Почему-то и в советское время, и сейчас мало кто задумывается об экологии. Это имеет последствия для здоровья — идёт резкий рост астматических заболеваний, врождённых патологий. Часть Волгограда — это большая промзона, предприятия со своими выбросами. Жители начинают задумываться об этом, заниматься экологией.
Длинный город
Ещё одной проблемой жители Волгограда видят жуткую инфраструктуру. Город сильно растянут вдоль Волги — на несколько десятков километров. Если ты живёшь в одном конце города, то устроиться на работу в другом конце нереально: ты будешь туда долго ехать. Город очень длинный и неудобный.

Проблема с тем, что плохо ходят автобусы и другой транспорт. Практически нет маршрутов, которые ходят из одного конца в другой. Плохое состояние дорог. Большинство пробок в городе только из-за того, что либо плохо устроена развязка на перекрёстке, либо ведутся какие-то строительные работы, либо ямы, которые приходится пересекать.

В своё время в Волгограде хотели строить метро. Но получился подземный трамвай. Это достаточно интересное инженерное решение, но он действует только на ограниченной территории. И вообще вся развитая инфраструктура есть только в районе центра.

Ещё до ковидных ограничений люди ходили в пикеты по городской инфраструктуре. Есть предложения по улучшению инфраструктуры, но всё это остаётся на уровне проектов и не получает никакого движения.
Свои проблемы
Волгоградцы живут своим миром, занимаются именно своими проблемами. У них нет политических акций, которые были бы вместе с остальной Россией. Не очень высокий уровень жизни, население сильно перекредитовано. Люди берут кредиты на элементарные вещи, вплоть до сбора ребёнка в школу — чтобы купить форму, портфель. Это ненормально, при работающих родителях такого быть не должно.
Made on
Tilda